СППС

Дата: 16 января 2013 в 20:07, Обновлено 15 сентября 2016 в 12:20

           

На базе нашей школы проводятся тематические встречи, посвящённые ценностям жизни.

14 сентября 2016 года проходили занятия с учащимися, целью которых являлась пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивного отношения к жизни.

               

                  

              

17.03.2016 в школе состоялось заседание родительского клуба «Мы вместе». Заседание было посвящено рассмотрению вопросов о правовой воспитанности родителей, роли семьи в воспитании нравственной воспитанности у детей, а также были проведены упражнения, направленные на формирование у родителей представлений о нравственной, правовой воспитанности ребёнка, о способах и методах воспитания детей в семье.

Ответственные: Педагог-психолог А.В. Пожитко, педагог-социальный С.И. Калиновская.

               

  

В ноябре месяце на базе нашей школы состоялось заседание родительского клуба "Мы вместе".

Были затронуты следующие вопросы:

Внутренний мир ребёнка. Как его понять?        

Как быть с эмоциями?

Чему учит меня мой ребёнок?

Я и мой ребёнок.

Обмен мнениями.

Заседание родительского клуба осуществляется 1 раз в месяц с целью улучшения процесса воспитания и обучения детей, улучшения дето-родительских отношений, улучшения отношений в семье                                                                                        Руководитель родительского клуба  А.В.Пожитко

 

     

 

                                            

Наказание с пользой и без унижения

Для начала зададимся вопросом, что же такое наказание? Одно из значений слова «наказание» – дать наставление, наказ. Это определенный жизненный урок. Наказания и поощрения помогают ребенку ориентироваться в сложном и многогранном мире. Наказывая за плохие поступки, родители выражают свое отношение к тому, что совершил ребенок, устанавливают границы допустимого, объясняют – «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок должен усвоить, что есть легкие проступки и тяжелые. Случается, что ребенка не наказывают за тяжелый проступок и сурово карают за легкий: оскорбил взрослого – отреагировали равнодушным «нельзя так делать»; не заправил кровать – жестоко наказали. Если же за плохие поступки наказание и вовсе не следует, то ребенок дезориентирован. Он думает: «Выходит, ничего плохого я не сделал, так и надо поступать?».

Как же правильно и за что следует наказывать ребенка?

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Случается, что родители ругают детей за проступки, которые были обнаружены спустя недели или даже месяцы после их совершения. Наказание должно следовать сразу за проступком, особенно это касается маленьких детей. Бывает, что ребенок уже и не помнит происшествия, не понимает, за что его наказывают и расценивает поведение взрослого просто как выражение негативных эмоций. Помните, что даже законом учитывается срок давности преступления и уже сам факт того, что ребенок сознался в своем проступке, в большинстве случаев будет достаточным наказанием.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева, а огорчения родителей. Если отношения доверительные, то огорчение родителей, их переживания для ребенка уже будут наказанием.

6. Наказание должно вызывать отрицательные эмоции. Наказывая ребенка, мы своим взглядом, интонацией голоса проявляем свое отношение к содеянному ребенком поступку, ребенок это видит и понимает, что вызывает у окружающих отрицательное отношение к его поступку и, как следствие, ребенок огорчается, а то и плачет. Взрослый не должен ставить перед собой цель вызвать отрицательную эмоцию у ребенка после содеянного им, но он и не должен умиляться, и с улыбкой относиться к последствиям поступка. Отрицательная эмоция, как следствие, что ребенок осознаёт свой негативный поступок.

7. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься как демонстрация вашей силы и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, ничего, кроме защитной (часто агрессивной) реакции, такое поведение взрослых не вызовет.

8. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его провинностях – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, не говорите «ну вот, каждый раз одно и то же», «на прошлой неделе получил двойку, сейчас опять».

9. Негативная оценка должна всегда касаться конкретного проступка, а не личности в целом. Плохим может быть то, что совершил ребенок, а не он сам. Этот момент чрезвычайно важен для самооценки ребенка. Всегда можно сказать не «ты плохой, ты никогда мне не помогаешь», а «плохо, что ты не убрал посуду», «плохо, что ты мне не помог».

10. Ребенку должно быть ясно, за что именно его наказывают. Иначе поведение взрослых воспринимается просто как необъяснимый эмоциональный всплеск. Говорите с ребенком о его проступке, объясняйте, почему так нельзя поступать и избегайте нравоучений, моралей, сравнений ребенка с другими детьми. Реакция на фразы «у всех нормальные дети растут, а у меня – лентяй», «я в твоем возрасте уже…», «вот у соседки дети и учатся хорошо, и дома все делают, а ты…» может быть достаточно агрессивной.

Важно, чтобы все члены семьи выражали единство в оценке тех или иных действий ребенка. Несогласованные действия взрослых (мама наказала, папа отменил) приводят к детским манипуляциям, кроме того, не позволяют самому ребенку выстраивать четкую картину мира – он так и остается с непониманием того, что хорошо, а что плохо. Последовательность важна и в поведении каждого отдельного взрослого. Если мы, в зависимости от своего настроения, сегодня ругаем ребенка за то, что разрешили вчера, бедняге крайне трудно усвоить нормы и правила хорошего поведения. И уж если наказание обещано, стоит довести дело до конца. Не стоит бросать слова на ветер, говорить «смотри мне, еще раз такое повторится – пеняй на себя». Если мы регулярно «забываем» об обещанных «репрессивных» мерах или неожиданно передумали наказывать, это даст ребенку повод снова и снова манипулировать родителями и разрушит его четкие представления о мире. Наказания, конечно, должны зависеть от возраста ребенка. Так, для малыша-дошкольника ничего нет страшнее и вреднее, чем игнорирование его самыми близкими людьми. А вот подросток справится с такой ситуацией легче, но для него более тяжким наказанием могут стать ограничения в общении с друзьями или в занятиях любимым делом.

Наказывая ребенка за проступки, не следует забывать хвалить за успехи. К сожалению, довольно часто родители принимают достижения ребенка как должные, а вот провинности обязательно имеют негативные последствия. Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не усвоит правильные модели поведения. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Важно помнить, что наказание не должно быть жестоким и бессмысленным, не должно превращаться в побои, подзатыльники, психологическое давление на ребенка или его унижение. Ребенок должен знать, что родители любят его, несмотря на все промахи и проступки.

  

                                     

                                     

Если ребенок агрессивный …

Часто приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас драчун. В детском саду (школе) только его и ругают!». К сожалению, нередко эти жалобы вполне обоснованы. Такие превращения из «хорошего, доброго мальчика» в драчуна и задиру встречаются достаточно часто.

Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желания ребенка не могут быть удовлетворены. Препятствием к удовлетворению желания обычно служит отказ или запрет взрослого, поскольку большая часть таких просьб, требований ребенка не может быть удовлетворена без неприятных последствий. Отказ выполнить подобное желание агрессивного ребенка и приводит к конфликту. Как правильно вести себя в этой ситуации? Попробуйте перевести активность ребенка в другое русло. Предложите ему какую-нибудь игру или отвлеките его внимание от предмета желания. Это, как правило, позволяет избежать конфликта.

Нередко агрессивность ребенка является формой протеста против завышенных требований взрослых, загоняющих его в жесткие рамки. Подумайте, действительно ли ваши категоричные требования необходимы и разумны. Отвечают ли они возможностям ребенка? Приносят ли они ему пользу? А может быть, вам следует изменить тон, форму предъявления требования?

Принципы общения с агрессивным ребенком:

1. Помните, сердитый тон, повышенный голос, многочисленные запреты и угрозы – самые неэффективные способы преодоления агрессивности ребенка. Лишь поняв причины его агрессивного поведения и устранив их, вы можете рассчитывать на положительные результаты.

2. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, перенести ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» врага. Вы увидите, как быстро он успокоится.

3. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелестных высказываний о своих друзьях или коллегах, не стройте планов мести врагам.

4. Пусть ваш ребенок всегда чувствует, что вы любите, цените, принимаете его таким, какой он есть, понимаете его проблемы. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он знает, что очень дорог вам.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины.

Усталость. У детей из неблагополучных семей часто разбалансированы нервные процессы: когда такие дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. Совет: если ребенок склонен к перевозбуждению, все подвижные игры прекращайте за 2 часа до сна. Полезен теплый душ и дневной отдых (особенно летом).

Негативное самовосприятие («я плохой, я веду себя как плохой»). Но, ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют даже на мягкую критику. Она звучит для них как «ты плохой». Совет: одно из средств против этого – «Я-сообщение». Нужно говорить не «ты меня убиваешь, когда так делаешь», а «мне очень плохо, когда ты так делаешь»; не «ты мешаешь», а «знаешь, всем детям плохо, когда ты шумишь». То есть реагировать не на личность, а на конкретный поступок и помочь ребенку это понять.

Страх («защитная агрессия»). Если ребенок имеет негативный опыт отношений с людьми, он может заранее защищаться, стараясь предупредить ситуации, чем-то напоминающие ему то, что с ним уже было. Так, девочек, которые подвергались насилию со стороны мужчин, мы иногда вынуждены определять в семьи к одиноким женщинам. С мужчинами они могут вести себя агрессивно или просто не подпускать их близко.

Реакция на запрет взрослых (на ограничение личной свободы, на ситуацию, когда ребенок не получает то, что ему нужно). Совет: объясните ребенку причину запрета. Если желание ребенка просто несвоевременно, можно предложить ему какой-нибудь компромисс, например «мы сделаем это, но позже».

Требование внимания. Дети, на которых не обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей (это бывает и в благополучных семьях), как бы говорят: «Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я тебе не дам о себе забыть!» Для них важен любой знак внимания, даже негативный.

Так называемое «требование границ» (когда агрессия – это сигнал взрослым – «я не могу справиться с собой, остановите меня!»). Ребенок еще не может разобраться в своих сложных чувствах, сильном внутреннем конфликте, но он нуждается в том, чтобы эти внутренние противоречия выплеснуть. В глубине души ребенок понимает, что ведет себя плохо и на самом деле ищет того, кто бы его остановил, кто бы сделал это за него. Комментарий: для детей очень важно, чтобы взрослые справлялись с их агрессией, потому что тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить тебя и от внешних опасностей.

Социальное научение (пример взрослых, киногерои и т.д.). Ребенок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель – «как обращались со мной, так я буду обращаться с другими». Если ребенок жил в семье, где постоянно дрались, кричали друг на друга, то он будет делать то же самое, уже находясь в другой среде. Если ребенок часто смотрит боевики, он усваивает пример всепобеждающего супермена, для которого не существует никаких законов.

Проявление жажды власти. Дети с нарушенными привязанностями, которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно – быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и все боятся. Совет: чтобы работать с таким ребенком, нужно завоевать авторитет. Значимыми для него являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет доказан, нужно уметь вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе этого делать».

Агрессивность может возникнуть, если ребенок непопулярен в среде сверстников. В разные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы: высокий интеллектуальный уровень, развитая речь, хорошее физическое развитие, ловкость, высокая степень овладения различными видами деятельности. Если ваш ребенок не отвечает этим требованиям, не имеет адекватных средств общения, то он может стремиться занять «достойное» положение в группе при помощи кулаков. Совет: относитесь к ребенку как к особенному неповторимому существу. Признавайте его хорошие качества, которые отличают его от друзей. Поощряйте его желание стать самостоятельным.

Помните, основная причина детской агрессии –неудовлетворенная потребность в любви.                      

                                

НУЖНА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ?

 В названии статьи звучит вопрос. Я думаю, ответ на него заинтересует многих.  А я, в свою очередь, постараюсь ответить на него.

Что же такое психология? Психология – это наука, изучающая психику человека, а если просто – это “наука о душе”.

Психология сегодня представляет собой достаточно противоречивое явление.  С одной стороны, она наработала достаточно много методик, которые позволяют человеку эффективно решать самые разнообразные задачи: как внутреннего плана, так и при достижении различных внешних целей. Такие направления в психологии как психоанализ, нейролингвистическое программирование, психодрама, гештальттерапия, стали общекультурными явлениями. Их разработки используют миллионы людей в  своей повседневной жизни. Их приемы применяются в рекламе, бизнесе, политике. Востребованность психологии в жизни современного человека просто огромна.

Я думаю, многие из вас не раз слышали по радио интервью, прямые линии с психологами. По телевизионным каналам мы также можем наблюдать множество передач, на которых присутствуют психологи.  Они дают анализ какой-либо проблеме, отвечают на вопросы телезрителей.

С каждым годом увеличивается количество ВУЗов, готовящих специалистов-психологов, факультеты психологии становятся престижными. В обществе спрос на психологов также становится все более ощутимым: психологи требуются в детских садах, школах, медицинских учреждениях, тюрьмах, отделах кадров коммерческих фирм, на производственных предприятиях и т.д. Увеличивается количество практикующих психологов.

В течение последних лет в нашей республике и на законодательном уровне большое внимание уделяется профессии психолога и оказанию психологической помощи в организациях и на предприятиях.

С февраля 2009 года вступило в силу постановление об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию психологической помощи, с января текущего года вошел в действие закон РБ «Об оказании психологической помощи», который направлен на определение правовых и организационных основ оказания психологической помощи в целях обеспечения прав и законных интересов граждан при ее получении.

Но с другой стороны, мы должны констатировать факт, что психологических проблем у людей становится не меньше, а больше. Согласно данным исследований, проведенного в 2006 году британскими аналитиками люди в промышленно развитых странах ощущают себя все более и более несчастными. Почему так происходит?

Несколько столетий назад не было ни телевизоров, ни компьютеров. До сих пор отдельные народности не испытывают необходимости во многих вещах, без которых мы с вами уже не мыслим своей жизни: машинах, деньгах, ежедневной прессы, интернете, сотовой связи.

К сожалению, образ жизни в особенности городских жителей характеризуется хронической напряжением и стрессами. Отсутствие времени, желания, культуры и знаний мешает человеку заботиться о своем психическом и душевном здоровье, мешает жить в гармонии с самим собой. Особенно печально наблюдать, как это сказывается на наших детях.

Человек является целостным существом, которому присущи различные потребности.

Каждый человек испытывает потребность в том, чтобы быть здоровым. Каждый нуждается в эмоциональных взаимоотношениях  с другими людьми. Для многих эта потребность проявляется также и в том, чтобы создать семью. Каждый хочет определенной финансовой свободы, а также реализации в обществе в виде карьеры или какой-то другой общественно полезной деятельности. И также каждый человек (даже если он это не сознает) хочет понять свое предназначение в этом мире, понять смысл своей жизни. Все эти потребности присущи любому человеку, и он не будет полностью удовлетворен, если какая-то из них реализуется не полно.

Человек обращается за психологической помощью к психологу тогда, когда возникает сложная для него ситуация, с которой он не может справиться самостоятельно.

Для начала давайте разберемся: кто такие психологи и чем они занимаются? Тем более, что большинство из нас нередко путают такие профессии, как психолог, психотерапевт, психиатр.

Итак, психолог – это специалист, получивший образование в сфере психологии. Поскольку психологическое образование – не медицинское, психолог (в отличие от психиатра) не имеет права выписывать лекарства. Его функция – психологические консультации, помогающие здоровым людям разобраться в сложных жизненных ситуациях.

Психиатр – это человек, получивший медицинское образование и специализирующийся в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Для лечения психиатр использует медикаменты и различные виды психотерапии.

Психотерапевт – специалист, чаще всего для оказания помощи использующий нефармакологические методы. Обычно такой специалист владеет одним из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии). Для лечения психотерапевт использует определённые психотехники (психодрама, НЛП, телесноориентированная психотерапия), помогающие решить проблему клиента.

В ходе консультирования с грамотным специалистом-психологом вы можете изменить неудовлетворяющий вас образ жизни на тот, где вы не играете одну из многочисленных ролей, а просто живете. Живете в ладу с самим собой. Когда вы не просто добиваетесь определенных кем-то результатов, а получаете удовлетворение от выбранных вами целей.

Вроде все предельно просто. Есть такие люди психологи, при необходимости нам нужно просто обратиться к ним за помощью. В большинстве случаев мы этого не делаем. Пытаемся решать свои проблемы по принципу «само пройдет».

Так почему все-таки в обществе существует некое недоверие к профессии психолога? Чем это вызвано?

Если приглядеться к тому, что именно сегодня популяризируется, что пользуется спросом у работодателей, какой образ психологии господствует в массовом сознании, то мы увидим отнюдь на пеструю картину. Хоть мы и живем с вами в XXI веке, но до сих пор мы подвержены влиянию многих стереотипов, касающихся практической психологии.

Вот некоторые из них: если человек обращается за помощью психологу, значит с ним «не все в порядке»; а если кто-то об этом узнает, «что люди скажут»; к психологам обращаются лишь «слабаки»; здоровые люди к психологам не ходят и др.

Мы очень часто задумываемся о том, сколько нужно зарабатывать, какую одежду носить, какую мебель покупать, на какой курорт ехать отдыхать, телефон какой модели сегодня наиболее популярен. Часто мы испытываем пренебрежение к своим глубинными ценностями и потребностями. Пренебрежение может проявляется к потребностям и ценностям другого человека.

Но мало рассуждаем о том, как улучшить взаимоотношения со своими близкими, как повысить свою энергию и жизненный тонус, как жить более наполненной и осознанною жизнью, как ощутить счастье от того, что просто живешь, как понять чего мы действительно хотим и многое другое.

Вывод напрашивается один: мы очень много сил уделяем внешнему – «красивой упаковке», забывая при этом про внутреннее, про нашу суть. А это глубоко личное, наше внутренне требует постоянной, иногда тяжелой работы над собой.

Каждое утро, просыпаясь мы как будто собирает себя по частям. Знакомо ли вам это чувство? Затем, перескакивая с одной мысли на другую, мы приходим к обычным повседневным заботам, создающим плотный информационный фон внутри. И, кажется, будто это и есть сама жизнь, с ее тревогами и делами, и будто и живешь  по-настоящему, ведь все время что-то делаешь. Мы так привыкли быть постоянно занятыми, что даже не задумываемся, а делаем ли мы при этом реально то, что считаем правильным?

Не спешите удивляться этому вопросу. Скажите, вы считаете правильным загрузить свою жизнь всем тем, что сейчас в ней присутствует? Не надо говорить, что так принято. Уделите хоть разок время лично себе. Итак, вы и ваша жизнь. Один на один. Делаете ли вы то, что вы делали бы, если бы были свободны? Если нет – значит, нужно срочно все менять, пока не поздно. Потому что вы никогда не будете достаточно свободными, чтобы «наконец начать жить, как я хочу». Нужно именно сейчас начать двигаться в нужном именно вам направлении. Итак, каков будет Ваш первый шаг? У многих людей этим первым шагом является уход в болезнь (об этом говорит общий уровень соматизации населения), многие предпочитают жить, как все, чтобы не выделяться из толпы. Но есть люди, которые хотят что-то изменить в своей жизни, и тогда они обращаются за помощью к психологу для того, чтобы выйти на новый уровень в своем личностном развитии. Какой выбор сделаете вы, решать только вам.

Психология и психологическое консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, помогает обучаться новому поведению, способствует развитию личности.

Наличие проблем – это нормальное явление. Не нужно этого бояться. Серьезные нарушения вызывает только затянувшаяся неспособность решать свои проблемы или научиться жить с ними. Расстройство в одной сфере жизни, как правило, вызывают нарушения и в других сферах. Поэтому не допускайте, чтобы вся ваша жизнь предстала перед вами в черных красках. Проблемы лучше решать по мере их поступления.

Сейчас несколько слов о том, что собой представляет консультация психолога.

Консультация – это встреча двух людей: клиента и психолога. Важно, чтобы вы разговаривали на одном языке – т.е. вам были понятны все слова, которыми пользуется психолог. Вы, в свою очередь, сами стремитесь говорить просто, делитесь информацией о себе, будьте искренни.

Очень важно, чтобы между психологом и клиентом был установлен так называемый контакт, поэтому не боитесь искать такого специалиста, с которым вам бы хотелось работать и достигать своих целей. Психолог не решает за вас ваши проблемы, а помогает лучше разобраться в своей жизненной ситуации и в случае необходимости что-то изменить.

Во время консультации вы можете получить от психолога специальные психологические знания, касаемые тех или иных затруднений в вашей жизни. Такая информация не делает жизнь легче, делает вашу жизнь интереснее.

Так для кого предназначено психологическое консультирование? Оно рассчитано на нас с вами, когда мы не можем пережить сложную ситуацию, болеем, хотим изменить качество своей жизни, когда не знаем, чего хотим, или не знаем, как нам достичь желаемого и т.п.

Вот неполный перечень проблем, с какими можно и нужно идти к психологу: трудности на работе; неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, распад семьи; плохая успеваемость в школе; недостаток уверенности в себе и самоуважения; мучительные колебания в принятии решений; трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений; наркомания, алкоголизм; кризис после психической травмы (насилие, смерть); возрастные кризисы.

Кроме того, трудности могут возникать в семьях, в которых рождается ребенок с особенностями психофизического развития. Рождение такого «особенного» ребенка — это большое испытание. Порой, родители не знают, как принять эту проблему, как жить с ней, как относиться к ребенку, к себе, к окружающему миру. И как важно найти в себе силы, искреннее желание понять и принять ситуацию такой, какая она есть, верить в то, что их усилия позволят не разрушить свою жизнь и тем самым обеспечить ребенка поддержкой, в которой он так нуждается.

Пусть забота о себе, о своем психологическом здоровье станет для вас ежедневным, любимым занятием. Ведь каждый человек неповторим своей индивидуальностью, своим внутренним миром. Только очень часто мы забываем о нем. Отсюда и все наши проблемы, сложности, неудовлетворенность. От нас самих зависит, какую жизнь мы хотим прожить: «плыть по течению» либо со всей ответственностью подходить к решению своих проблем и быть активным участником своей жизни. А мы – психологи, готовы помочь вам в разрешении сложных жизненных ситуаций.

Если Вас заинтересовала данная статья и у Вас есть вопросы – можно обращаться по   тел. 21 26 04 в ГУО «Вспомогательная школа № 24 г.Орши».

 

Подготовила психолог

Вероника Червинская

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.